М.А. Данилов и М.Н. Скаткин в своей работе «Дидактика средней школы» (1975) утверждали, что методы обучения представляют «систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающих усвоение им содержания образования».
Метод обучения реализуется через частные методические приемы – конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. Каждый прием, в свою очередь, связан с соответствующими видами деятельности учителя и учащихся. Методы обучения и приемы непосредственно обусловлены целью обучения и его содержанием, но в каждом конкретном случае выбор метода и приема определяется учителем. При отборе форм работы на этапе проектирования учебного занятия педагогу важно помнить: ни один метод обучения не может обеспечить достижение полного перечня образовательных результатов, поэтому необходимо использовать разные методы. Учитель должен учитывать имеющиеся у него ресурсы и возможности своих учеников. При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного занятия педагогу важно помнить: ни один метод обучения отдельно от других методов на уроке не может обеспечить достижения результатов в полной мере.
На выбор методов и приемов влияют следующие критерии:
- соответствие принципам обучения;
- соответствие содержанию данной темы;
- соответствие целям и задачам обучения, ожидаемым результатам;
- соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
- соответствие учебным возможностям учащихся: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям детского коллектива.
- соответствие возможностям самих педагогов, которые определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами и пр.
Основные дидактические классификации методов:
- по источникам передачи и характеру восприятия информации (В.П. Петровский, Е.Я. Голант);
- по дидактическим задачам (М.А. Данилов, В.П. Есипов);
- в зависимости от уровня активности и характера познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);
- по сочетанию методов преподавания и методов учения (М.И. Махмутов);
- по видам деятельности (Ю.К. Бабанский).