Наиболее полное определение понятия проблемного обучения даёт М.И. Махмутов, считающий, что проблемное обучение – «это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [Махмутов, 1985, с. 63].
Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются обучающимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе учебной деятельности, имитирующей научно-исследовательский процесс, организуемый и управляемый учителем. Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей.
М.И. Махмутов выделяет три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности:
- Научное творчество.
- Практическое творчество.
- Художественное творчество.
Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество – на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество – «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.д.» [Махмутов, 1975, с. 265].
Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация – это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность.
Условия создания проблемной ситуации:
- возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблемы;
- столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
- возникновение противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
- возникновение противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника проблемного вопроса. Такого рода вопросы – начало, завязка проблемного построения урока. Для того чтобы проблемный вопрос развился в проблемную ситуацию, необходимо обнаружить разные грани его решения, сопоставить различные варианты ответов. Например, «Манилов – вредный или безвредный человек?» или «Почему Ф.М. Достоевский «заставляет» Раскольникова кроме старухи-процентщицы убить еще и ни в чем не повинную Лизавету?». Для ответа на них от ученика требуется лишь владение материалом и некоторые интеллектуальные усилия.
В.Г. Маранцман, адаптировавший проблемный метод к предмету «Литература», выделяет следующие характерные качества проблемного вопроса, ведущие к созданию проблемной ситуации:
- Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников.
- Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для ученика, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе. В проблемном вопросе непременно должна содержаться задача, важная для развития личности ученика, его мировоззрения, его нравственного мира и эстетических реакций. Поднимать в классе вопросы, волнующие науку, особенно в среднем звене, неплодотворно.
- Одним из существенных качеств проблемного вопроса оказывается его емкость, способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала. Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения.
Для того чтобы вопрос можно было назвать проблемным, он должен обладать всеми этими качествами, а не одним из них. См. принципы постановки проблемных вопросов.
По мнению М.И. Махмутова, проблемное обучение не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим [Махмутов, 1975, с. 337]. Проблемное обучение отвечает требованиям современного ФГОС: обучать исследуя, исследовать обучая. Его преимущества очевидны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам можно отнести: слабую управляемость познавательной деятельности учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.