Путь анализа (изучения) литерного произведения – это особая последовательность разбора, своеобразный, регламентирующийся правилами ход разбора литературного произведения. В зависимости от родовой и художественной специфики литературного произведения можно использовать следующие пути анализа: «вслед за автором» (по ходу сюжета, композиционный), пообразный, проблемно-тематический и смешанный (смешанный, комплексный). Выбор пути анализа литературного произведения в школе мотивируется художественной природой литературного произведения, целями, которые ставятся перед собой учителем, уровнем развития учащихся. Определение пути анализа является начальным этапом при планировании монографической темы.
В основе пути «вслед за автором» лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава. «Глава за главой проходят здесь перед учениками. Они следят за течением сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения. Все это неоспоримо полезно» (Рез, 112). Среди достоинств данного пути В.Г. Маранцман выделяет последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли, эмоциональность, рассмотрение литературного произведения во взаимодействии формы и содержания. Очень часто этот путь используется при изучении пьес, где он увязывается с постепенным развитием конфликта, определяющего элемента в произведениях этого рода. Основные положения пути «вслед за автором»:
- Изучение произведения приближено к первичному читательскому восприятию. Основная цель – усиление эмоционального воздействия на ученика.
- Привлечение внимания к опорным моментам текста, авторским отступлениям. Каждый этап рассматривается как развитие авторского замысла.
- В центре опорных моментов ставятся характеры героев литературного произведения, которые раскрываются и прогрессируют в ходе развития сюжета произведения.
- Пейзажи, внутренние и внешние портреты героев, художественные детали не отделяются от основного восприятия произведения – рассматривается попутно.
- Проблемы философского типа, нравственного или эстетического типа рассматриваются в связи с конкретными ситуациями, которые их вызывают.
- Завершением изучения литературного текста становятся выводы о его актуальности и востребованности на сегодняшний день (Маранцман, 221–227).
Однако следует помнить и про то, что у композиционного пути есть свои «ловушки»: велика вероятность «раствориться в тексте», в событиях и потерять основную мысль, или же превратить разбор литературного произведения в учительский комментарий. Нельзя анализировать эпизоды вне связи со всем строем произведения.
Система уроков по монографической теме (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») в рамках реализации пути «вслед за автором» (В.Г. Маранцман):
Тема 1 урока: День Онегина («И завтра то же, что вчера»).
Тема 2 урока: Семейство Лариных («Привычка свыше нам дана…»).
Тема 3 урока: Письмо Татьяны («Безумный сердца разговор»).
Тема 4 урока: Проповедь Онегина («Учитесь властвовать собою»).
Тема 5 урока: Сон и именины Татьяны («Мечтанья страшного значенье»).
Тема 6 урока: Дуэль («Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела?»).
Тема 7 урока: Татьяна в доме Онегина и в Москве («Ее сомнения смущают»).
Тема 8 урока: Последняя встреча («Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана»).
Тема 9 урока: Исповедь поэта («Даль свободного романа»).
Пообразный путь анализа литературного произведения основывается на разборе системы образов, для которого используется весь текст произведения. Основные положения пообразного пути:
- При анализе охватывается произведение полностью, и его основная идея раскрывается через раскрытие судеб главных героев (главного героя).
- Персонажи произведения группируются по отношению к главному герою (семья, друзья и. т.д.).
- Идейная и художественная стороны литературного произведения раскрываются через систему образов.
- Выбор опорных героев и опорных моментов в художественном тексте.
- Одним из положений этого пути является также самостоятельная работа с текстом – домашнее чтение (Маранцман, 227–230).
Система уроков по монографической теме (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») в рамках реализации пообразного пути (В.Г. Маранцман):
Тема 1 урока: Онегин и общество (“Для всех он кажется чужим”)
Тема 2 урока: Онегин и Ленский (“Лед и пламень не столь различны меж собой”)
Тема 3 урока: Ленский и Ольга (“Владимир и писал бы оды, Да Ольга не читала их”)
Тема 4 урока: Ольга и Татьяна (“Она была девушка, она была влюблена”)
Тема 5 урока: Татьяна и Онегин (“Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил”)
Тема 6 урока: Онегин и Татьяна (“Судьба моя уж решена”) (Маранцман, 116-124).
Проблемно-тематический путь анализа чаще используется в старших классах. Он основывается на разборе проблемных ситуаций, позволяющих рассмотреть произведение в целом. Проблемный анализ предполагает, что проблемная ситуация предшествует анализу всего произведения, не ограничивая рамками одного урока, обеспечивая тем самым непрерывность разбора литературного произведения. Проблемный анализ основывается на связи проблемных вопросов, каждый из которых разрешается только в поединке мнений. Ценность проблемного анализа заключается и в том, что учащиеся в ходе таких поединков учатся высказывать свое мнение и защищать свою позицию, при этом свободно обращаясь с текстом (Маранцман, 230-238). Основные положения проблемно-тематического пути анализа:
- Вычленение из содержания произведения той или иной социальной, нравственной или иных проблем в зависимости от того, насколько ярко она представлена в тексте.
- Рассмотрение тематики и проблематики литературного текста в их взаимосвязи.
- Выбор эпизодов, опираясь на выбранные темы или проблемы.
- Анализ, опирающийся на проблематику и тематику, не означает отказ от анализа формы произведения (Маранцман, 230–238).
Система уроков по монографической теме (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») в рамках реализации проблемно-тематического пути (В.Г. Маранцман):
Тема 1 урока: «Собрание пестрых глав».
Тема 2 урока: «Кто он таков? Ужель Евгений?».
Тема 3 урока: «Им овладело беспокойство».
Тема 4 урока: «Поэта обыкновенный ждал удел».
Тема 5 урока: «Плоды сердечной полноты».
Тема 6 урока: «Как изменилась Татьяна!»
Тема 7 урока: «Я вас прошу меня оставить».
Тема 8 урока: «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана».
Тема 9 урока: «Он вечно тот же, вечно новый» (Маранцман, 233–237).
Суть комбинированного пути заключается в соединении двух или трех основных путей, это самый распространенный вариант, который, по мнению В.Г. Маранцмана привлекает «живым своеобразием, отказом от схемы» (Маранцман, 220).
Предыдущее занятиеСледующее занятие